Дело в суде

Друзья!
Очередное дело проекта «Центр защиты прав граждан и юридической помощи », реализуемого при финансовой поддержке Фонда Президентских Грантов, уже находится на рассмотрении в Конституционном Суде РФ!
Дело №11161/15-01/2022 находится на предварительном изучении в порядке статьи 40 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/CurrentStatus.aspx
Ранее , 13.10.2022 команда проекта направила подготовленную жалобу в Конституционный Суд РФ, и только сейчас наше обращение прошло регистрацию в КС РФ.
Как видится, что почтовое отпроавление из г.Севастополя в г. Санкт-Петербург шло длительное время по причинам произошедшего теракта на Крымском мосту.

Отметим, что выявление и разрешение случаев нарушения прав граждан, носящих массовый и системный характер — постоянно является одной из основных решаемых задач нашими проектами и в частности проектом «Центр защиты прав граждан и юридической помощи », реализуемого при финансовой поддержке Фонда Президентских Грантов.
Как мы неоднократно указывали -одной из массовых проблематик в Крыму и г. Севастополе, над которой наша команда проекта работает — вопросы защиты пенсионных прав крымчан и севастопольцев, в рамках реализации специальных норм Федерального закона и буквального применении п. 2 ст.4 208-фз «Об особенностях пенсионного обеспечения жителей Крыма и г.Севастополя» .
Сегодня команда проекта направилаподготовиленную жалобу в Конституционный Суд РФ на обстоятельства правоприменения норм законодательства, регламентирующие пенсионные правоотношения.
В частности, в нарушении норм законодательств (208-ФЗ) Пенсионный фонд по тем или иным причинам не включает в расчет пенсии по старости трудовой стаж украинского периода, полученный гражданином на континентальной Украине. По этому трудовому стажу ПФ РФ требует получения ответов из ПФ Украины по этим периодам работы гражданина и уплаты им страховых взносов с доходов в бюджет Украины, что зачастую при «недружественном» поведении Украины, а в свете последних событий тем более становится невозможно.
И по одному из дел проекта данной тематики — 13.10.2022 г. команда проекта подготовила и направила в Конституционный Суд РФ жалобу на нарушение конституционных прав и свобод гражданина России в соответствии со ст. ст. 96, 97 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Данное станло возможным , поскольку были исчерпаны все внутригосударственные способы защиты пенсионных прав заявительницы — получены все отрицательного решения судов, включая Верховный Суд РФ , и теперь соблюдаются все признаки соответствия ст.97 ФКЗ-1 « О Конституционном Суде РФ».
Как ранее отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя — особый случай, требующий принятия ряда специальных мер, обеспечивающих в том числе реализацию материальных прав участников гражданских правоотношений, сложившихся в Республике Крым до ее принятия в Российскую Федерацию (определения от 24 сентября 2014 года № 2155-О и от 24 марта 2015 года № 653-О).
Как усматривается из положений ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В свою очередь, пунктом 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов были гарантированы права на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 1,2 ст.4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Федеральный закон № 208-ФЗ был принят в целях создания наиболее благоприятных условий реализации пенсионных прав жителей Республики Крым и города Севастополя и сохранение уровня их пенсионного обеспечения после принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации.
Данный закон позволил решить проблемный вопрос расчета пенсии указанным жителям с учетом тех обстоятельств, что, в отличие от остальных граждан Российской Федерации, у них отсутствовали отчисления в Пенсионный фонд РФ в период действия на территории Республики Крым и города Севастополя украинского законодательства.
При этом, как указано в в п. 1, 2 ст. 4 указанного федерального закона №208-ФЗ, он устанавливает особенности расчета и учета страхового стажа для лиц, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, указанных в п 1 ст. 1 Федерального закона № 208-ФЗ, в пункте 1 ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ.
Команда проекта усматривает нарушение своих прав на социальное обеспечение, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в том, что часть 1, 2 статьи 4 Федерального закона № 208-ФЗ в совокупности с ч.2 ст. 4 ставит решение вопроса об учете страхового стажа украинского периода при расчете пенсионных прав в зависимость от компетентных органов недружественного иностранного государства Украина.
По нашему мнению, что согласуется с п. 1, п. 2 ст. 4 Федерального закона №208-ФЗ решающее значение при исчислении страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Украины в украинский правовой период, при установлении страховой пенсии гражданам Российской Федерации, имеет наличие документов, выданных работодателями (записей в трудовой книжке, архивных справок, иных документов).
В правоприменительном плане игнорирование буквального толкования нормы специального Федерального закона №208-ФЗ приводит к тому, что лица, постоянно проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, разделены в настоящее время на две группы, значительно отличающиеся в вопросе расчета им пенсии:
— лица, у которых право на страховую пенсию по старости рассчитывается с учетом полного зачета периодов трудовой деятельности в Украине в страховой стаж, без дополнительного подтверждения из компетентных органов недружественного государства Украина;
— лица, у которых периоды трудовой деятельности на материковой части Украины включаются в страховой стаж при определении права на страховую пенсию по старости только при условии дополнительного подтверждения из компетентных органов недружественного государства Украина факта уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины;
Наша позиция по данному делу состоит в том, что зависимость пенсионных прав граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территории Республики Крым и города Севастополя по состоянию на 18.03.2014, от официального подтверждения компетентными органами Украины фактов уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины дискриминирует данную категорию пенсионеров по отношению к остальным пенсионерам РФ, тем самым ставя их в зависимость от недружественного государства Украина.
Заявитель считает, что положения ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части предоставления подтверждения уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации, не должны применяться в данных пенсионных правоотношениях, а применение данных норм в их неразрывной связи и совокупности приводит к нарушению конституционных прав заявителя на достойное и справедливое пенсионное обеспечение.
Команда проекта полагает, что в результате установленного ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ переходного периода, в исполнение которого был принят специальный Федеральный закон № 208-ФЗ, принятое регулирующее законодательство в сфере пенсионных прав не исключило зависимость граждан РФ от действий (бездействий) недружественного государства Украина.
Мы считаем, что Российская Федерация, являясь правовым государством, соблюдая нормы национального и международного законодательства в области прав человека, закрепив в своих национальных законодательных актах (в частности, ст.ст.7, 39 Конституции Российской Федерации) права на достойное и справедливое социальное обеспечение, гарантирует равную защиту и реализацию этих прав каждому своему гражданину и исключает дискриминацию в этих правоотношениях.
Процедуры вхождения и образования новых субъектов в составе Российской Федерации закреплены Федеральным конституционным законом от 17.12.2001 №6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Данным конституционным законом Российская Федерация установила свою обязанность разработки правил и порядка интеграции новых субъектов в правовое поле Российской Федерации.
При подписании международного договора между Республикой Крым и городом Севастополем и Российской Федераций, Российская Федерация, устанавливая свою юрисдикцию над новыми субъектами, принимала на себя обязательства по сохранению ранее возникших прав жителей этих территорий, в том числе на социальное и пенсионное обеспечение, с учетом ранее сформированных прав под юрисдикцией Украины.
Как усматривается, в данном контексте именно п.2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года Федерального закона от 21.07.2014 года №208-ФЗ должен обеспечивать защиту и независимость реализации пенсионных прав от волеизъявления недружественного государства Украина.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1), в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), которые могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов деятельность законодательной и исполнительной власти, и обеспечиваются правосудием (статья 18).
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
При этом в настоящее время в правоприменительной практике города федерального значения Севастополя нормы действующего законодательства (Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», части 2 статьи 11 совместно с частью 2 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 года №208-ФЗ), а также сведения из трудовой книжки и документы работодателей как основание для включения в расчет исчисления страхового стажа украинского периода, являются недостаточными для признания органами пенсионного обеспечения и судами. Указанные органы требуют наличие подтверждения страхового стажа и уплаченных страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины от компетентных органов недружественного государства Украина путем направления письменных запросов, которые остаются без ответа, в том числе и по политическим мотивам.
Мы просим Конституционный Суд РФ :
1. Признать взаимосвязанные положения части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О страховых пенсиях» (в редакции от 08.12.2020, принятого Государственной Думой 23.12.2013, одобренного Советом Федерации 25.12.2013), применяемого в совокупности и неразрывной взаимосвязи с положениями части 1, части 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции от 08.06.2020, принятого Государственной Думой 02.07.2014, одобренного Советом Федерации 09.07.2014), и с пунктом 1, пунктом 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ (в редакции от 31.07.2020, одобренного Государственной Думой 20 марта 2014 года, одобренного Советом Федерации 21.03.2014) несоответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по смыслу, придаваемой данным нормам правоприменительной практикой, при назначении страховой пенсии по старости жителям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, приобретших гражданство Российской Федерации в порядке Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» эта совокупность норм позволяет исключать из страхового стажа периоды трудовой деятельности на Украине без официального подтверждения (волеизъявления) компетентных органов недружественного государства Украина фактов уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Украины.
2. Возложить на федерального законодателя обязанность внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Установить, что правоприменительные решения, послужившие поводом для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации, если они приняты в совокупности и неразрывной взаимосвязи с положениям части 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О страховых пенсиях», применяемого в совокупности и неразрывной взаимосвязи с положениями части 1, части 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 года №208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (в редакции от 08.06.2020) и с пунктом 1, пунктом 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ (в редакции от 31.07.2020), в той мере, в которой они будут признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации, подлежат пересмотру в установленном порядке.


Опубликовано

в

,

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *